C графом Фердинандом Цеппелином я познакомила вас ранее. В этой истории речь пойдет о самих дирижаблях цеппелинах, об их достижениях и трагедиях.

В моей коллекции, благодаря пану Анжею, появилось несколько почтовых открыток с фотографиями легендарного LZ 127 «Граф Цеппелин» и его интерьера.

Что же это был за воздушный корабль?

После Первой мировой войны Германии запретили строить дирижабли. Однако в 1925 году, уже после смерти Фердинанда Цеппелина, его соратник Хуго Эккенер, организовал сбор денег на создание нового воздушного судна.

Собрали более двух миллионов марок — огромная по тем времена сумма. И это не удивительно — для немцев цеппелин так и остался  национальным достоянием и гордостью.  Название летательному аппарату дала дочь графа в честь 90-летия отца —  «Граф Цеппелин», порядковый номер LZ 127.

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Подпись к открытке

Дирижабль «Граф Цеппелин» и его бессменный капитан Хуго Эккенер 

Впечатляют характеристики этого дирижабля: длина 236,6 м — как два футбольных поля, диаметр 33 м — с десятиэтажный дом! Наибольшая скорость — 128 км/час. Внутри размещались 10 жилых комнат с 2 кроватями в каждой, обеденный зал, кухня. На борту —  электрическое освещение, отопление, холодная и горячая вода.

В первый свой полет дирижабль отправился 18 сентября 1928 года.

И уже в 1929 году «Граф Цеппелин» осуществил первый в истории воздухоплавания кругосветный перелёт с людьми на борту. Время в пути составило 12 дней, а с учетом остановок — 21 день.

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Подпись к открытке

Вывод дирижабля «Граф Цеппелин» из эллинга, фото 1928 г.

На обороте открытки — оригинальная печать красного цвета со словами в переводе с немецкого: «Помнить об осмотре дирижабля „Граф Цеппелин“». Там же надпись «Echte Photographie» — в переводе «настоящее фотографическое изображение». Это означает, что открытка напечатана на фотобумаге.

Что интересно. Сначала открытка была напечатана, затем поставлена красная печать и только потом в типографии напечатана разметка и другая информация. Это видно при рассмотрении через лупу.  

Карандашом от руки написано: 25.07.1933

 

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

 Подпись к открытке

Дирижабль «Граф Цеппелин» готов к выходу, фото 1928 г.  

Открытка прошла почту во Фридрихсхафене в 1933 году.

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Подпись к открытке

Дирижабль «Граф Цеппелин», фото 1928 г.

На обороте открытки — оригинальная печать красного цвета со словами в переводе с немецкого: «Помнить об осмотре дирижабля „Граф Цеппелин“».

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Подпись к открытке

Интерьер обеденного зала на борту «Граф Цеппелин», фото 1928 г.

На обороте открытки — оригинальная печать красного цвета «Графический отдел фирмы Дирижаблестроение Цеппелин».  

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Подпись к открытке

Интерьер обеденного зала на борту «Граф Цеппелин», фото 1928 г.

Открытка напечатана в издательстве Альберта Урлиха. Штамп почты города Фридрихсхафен от 16.08.1942 г. 

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Подпись к открытке

Дирижабль «Граф Цеппелин». Продольный разрез макета пассажирской части, 1928 г.

На макете хорошо видно, где на судне размещался обеденный зал.

Надпись «Echte Photographie» — в переводе «настоящее фотографическое изображение». Это означает, что открытка напечатана на фотобумаге.  

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Подпись к открытке

Дирижабль «Граф Цеппелин» в небе над Японией во время кругосветного путешествия, 1929 г.

Открытка напечатана в типографии Японии.

Затем в 1931 году, на дирижабле отправились исследовать Арктику. Эта историческая экспедиция длилась 5 дней (26—30.07.1931 г.).

Почему Арктика, откуда такой интерес к этому району Земли?

✓      Арктика и её моря являются кратчайшим судоходным путем из стран Западной Европы в Китай, Японию и Западную Америку.

✓      Именно здесь, по выражению ученых, «делается погода» для всей северной Евразии: зарождаются те циклоны, которые приносят нам с севера холод, мороз и снежные бури. А это влияет на многие отрасли народного хозяйства

Результаты этой ПЯТИДНЕВНОЙ экспедиции через ДЕСЯТЬ ЛЕТ после полета привели к огромному количеству человеческих смертей и десяткам потопленным кораблей. К сожалению, в арктическом полете дирижабль использовали не только в научных целях, но и в разведывательных. Эта взаимосвязь станет очевидным только после Второй мировой войны. Но обо всем по порядку.

Во время той арктической экспедиции планировалось провести детальную аэрофотосъемку малоисследованных островов и архипелагов. Для этого на борту дирижабля была установлена новейшая цейссовская кино- и фотоаппаратура.

Расходы по экспедиции взяли на себя три страны: Германия, Советский Союз и Америка. Правительство СССР согласилось на участие в этом мероприятии взамен на детальные снимки своих территорий и результаты различных исследований.

В команде под руководством Хуго Эккенера было сорок шесть человек, из них только четыре от СССР:

1.  Рудольф Самойлович (1881—1939) — научный руководитель экспедиции, полярный исследователь, профессор, доктор географических наук. Он возглавлял в 1928 году экспедицию на ледоколе «Красин» по спасению Умберто Нобиле и его спутников (их дирижабль «Италия» потерпел катастрофу во льдах).

2.  Павел Молчанов (1893—1941) — профессор, доктор технических наук, изобретатель первого в мире метеорологического радиозонда.

3.  Фёдор Ассберг (1894—?) — инженер, специалист по дирижаблям. В 1935 году он будет руководить установкой в Свердловске 40-метровой причальной мачты для дирижаблей, первой в СССР и самой высокой в Европе.

4.  Эрнст Кренкель (1903—1971) — радист, будущий знаменитый полярник-папанинец, первый председатель президиума Федерации радиоспорта СССР и первый председатель Всесоюзного общества филателистов.

Немцы, скажу вам — великие маркетологи.

Радист Эрнст Кренкель в своей книге «RAEM — мои позывные» описывает следующий факт:

     «В те дни, когда дирижабль находился в эллинге (ангар, мое примечание), скопление туристов, как правило, было наибольшим. Всем любопытно взглянуть на национальную реликвию. Тут же почтовое отделение. Тут же продажа открыток с цеппелином, марок с цеппелином. Продажа лоскутков перкаля, из которого делается оболочка дирижабля, с соответствующими надписями. Одним словом, немцы организовали вокруг цеппелина большой бизнес».

Мало того, зная о предполагаемом плавани  и советского ледокола «Малыгин» в Арктику с иностранными туристами, руководство полетов дирижабля обратилось к властям СССР с предложение о совместной почтовой акции. Суть ее заключалась в обмене почтой между ледоколом и дирижаблем. Предложение было принято. В Германии и Советском Союзе вышли специальные почтовые марки, посвященные встрече «Малыгин» — «Граф Цеппелин».

Правда же, замечательная идея! И сами заработают, и коллекционеры счастливы, иметь у себя уникальные почтовые марки.

18 июля 1931 года ледокол «Малыгин» отправился в плавание из Архангельска.

24 июля 1931 года в полет отправился и «Граф Цеппелин» из Фридрихсхафена.

27 июля дирижабль приводнился в бухте Тихой у архипелага Земля Франца-Иосифа, где был осуществлён обмен почтой с ледоколом «Малыгин». Обмен занял около 15 минут: с дирижабля на ледокол передали 300 кг почты, а с ледокола на дирижабль 120 кг.

Представляете, всего 420 кг! Это 70 тысяч открыток или более 38 тысяч открыток в конвертах (с учетом того, что в среднем открытка весит 6 г, а с конвертом 11 г).

Так эта 15-ти минутная встреча попала не только в историю море- и воздухоплавания, но и в международную филателию. Именно с тех марок, выпущенных ко дню встречи дирижабля и ледокола, в СССР начала свою историю полярная филателия.

Однако, скажу вам, не всё так просто в этой области. Я потратила несколько дней на изучение вопроса по маркам, бортовым штампам, штампам городов, датам на них в открытках и письмах той почтовой акции. Есть нюансы, влияющие на их коллекционную стоимость. Зато я уже знаю, как должна выглядеть моя будущая открытка со встречи «Малыгин» — «Граф Цеппелин». И очень надеюсь, что со временем она дополнит мою коллекцию посвященную дирижаблям.

Уже зная о предприимчивости немцев, я думаю, что на базе цеппелина почтовое отделение работало постоянно. Но, вероятно, люди, купившие открытки с оригинальными печатями, решили никому их не отправлять почтой, а оставить себе.

Участники арктической экспедиции Э. Кренкель и Ф. Ассберг написали небольшую книжку «Дирижабль в Арктике». В ней живо и интересно описан весь ход подготовительных работ, устройство дирижабля и сам полёт. Прочесть ее можно в интернете.

Профессор Р. Л. Самойлович так говорил о результатах экспедиции: «За арктический полет дирижабль проделал такую работу, которую при экспедициях на ледоколах можно выполнить лишь за два-три года упорной, настойчивой работы».

Но, после окончания экспедиции в копиях всех научных материалов отправленных в Советский Союз аэрофотосъёмки Арктики не оказалось. Немцы сообщили, что все полученные в полете фотоплёнки были засвечены при проявке.

Вряд ли в Советском Союзе в это поверили, но сделать уже было ничего нельзя. Но даже после этого происшествия с «засвеченными» пленками, в период с 1932 по 1939 год, нескольким немецким экспедициям было разрешено побывать в Арктике. Кроме того, каждую летнюю навигацию в советские северные воды приходили немецкие торговые и рыбацкие суда.

Так же известен случай проводки по Северному морскому пути немецкого рейдера «Комет». Это вообще темная история. В различных источниках она преподносится по-разному. Но факт остается фактом. Знания немцев об Арктике постепенно увеличивались. 

Согласитесь, очень странная ситуация возникла в СССР за несколько лет до войны. С одной стороны в отношении иностранцев видна явная недальновидность органов госбезопасности. И с другой, эти же органы рьяно вели поиски шпионов среди граждан своей же страны.

К сожалению, этот внутренний террор затронул и профессоров, участников арктической экспедиции. Рудольф Самойлович арестован в 1938 году, расстрелян в 1939 г. Павел Молчанов арестован в 1941 году и в этом же году застрелен конвоиром при этапировании.

После нападения Германии на Советский Союз были подписаны соглашения о помощи ему со стороны Америки и Англии. К Архангельску начали приходить торговые суда союзников с военной техникой и продовольствием. Гитлеровская авиация беспощадно бомбила эти конвои. Потом к нападению подключились и немецкие подводные лодки. Они не только торпедировали торговые корабли, но и ставили минные заграждения на пути их следования. Много моряков погибло в тех рейдах, и много кораблей, как наших, так и союзников, было потоплено.

Для советского командования стало очевидным, что войска противника хорошо ориентируются на территории Арктики. И это не удивительно, ведь добывать нужную информацию о северных территориях для создания навигационных карт, они начали задолго до Второй мировой войны.

В книге «Северные конвои. Исследования, воспоминания и документы», 1991 г. в своем очерке «Союзники» штурман транспортного парохода «Рошаль» Юрий Жуков вспоминает и анализирует:

«В 1942 году на нашем острове Земля Франца-Иосифа они (нацисты) оборудовали базу для своих субмарин, а для столь наглых акций требовались прежде всего подробные, хорошо выполненные морские карты. Мы, например, их не имели и пользовались изданиями по работам Русанова 1908 года.

Напрашивается вопрос, какими картами пользовались немецкие моряки? Тут следует заглянуть в историю освоения нашего Севера. До прихода к власти Гитлера у нас были вполне добрые отношения с Германией, и задолго до начала второй войны была предпринята совместная попытка на дирижабле «Граф Цеппелин» совершить полет к Северному полюсу.

Финансировала экспедицию в рекламных целях знаменитая германская оптическая фирма «Цейс», которая установила на дирижабле мощную аппаратуру для производства аэрофотосъемки и предложила нам контракт на выполнение работ по изготовлению карт Новой Земли и других островов по трассе перелета.

Дирижабль Северного полюса не достиг, но над островами все же пролетел. Сделка по изготовлению карт для нас не состоялась, и в итоге в годы войны мы плавали по чудовищно старым картам, где очертания берегов обозначались пунктиром, т. е. «примерно», и только некоторые бухты, заливы, проливы соответствовали истине.

Нужно думать, что «Цейс» воспользовался случаем и не промедлил отснять этот район впрок. Не потому ли немецкие субмарины так вольготно чувствовали себя в водах нашего Севера?».

В интернете я также нашла несколько книг современных авторов, которые рассказывают о немецко-фашистских операциях на морских судах и подводных лодках в Арктике во время Великой отечественной войны.

Книги основаны на воспоминаниях очевидцев и на архивных документах. Авторы тоже высказывают предположения, что прекрасная ориентированность немцев в этом районе стала возможна, в том числе, благодаря «засвеченным» снимкам с LZ 127.

Вот эти издания:

—      «Арктика в Великой Отечественной войне», А. Громов, 2020 г.;

—      «Что искал Третий рейх в Советской Арктике. Секреты „полярных волков“», А. Фёдоров и С. Ковалёв, 2011 г.;

—      «Свастика над Таймыром», С. Ковалев, 2008 г.

И во время войны и в 50-е годы на Земле Франца-Иосифа нашли немецкие авиабазы и тайные метеостанции. А в Карском море — стоянку их подводных лодок.

Мало того, следы присутствия нацистов в Арктике находят до сих пор. В 2018 году состоялась экспедиция на архипелаг Новая Земля. В ходе нее обнаружили еще одну немецкую базу времен Великой отечественной войны.

Но вернемся к цеппелинам.

Дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» имел самый большой срок эксплуатации среди всех дирижаблей жесткой конструкции. Он девять лет (с 1928 по 1937 гг.) летал над Землей, и было всего три случая неисправности.

В годы правления Гитлера, на дирижабль нанесли свастику национал-социалистов.

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Подпись к открытке

Дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» и Фридрихсхафен, аэрофотосъемка 1933 г.

На обороте открытки — оригинальная печать красного цвета, но уже с изображением дирижабля. Слова на печати прежние, в переводе в переводе с немецкого: «Помнить об осмотре дирижабля „Граф Цеппелин“». 

Там же на обороте открытки надпись «Echte Photographie» — в переводе «настоящее фотографическое изображение». 

Напечатана открытка в Штутгарде в издательстве «Космос». К слову, это одно из старейших издательств страны. Основано в 1822 году и существует до сих пор. 


Достижения модели LZ 127:

✓    590 полётов в разные страны мира;

✓    13 110 пассажиров;

✓    70 т грузов и почты;

✓    143 раза пересёк Атлантический океан и 1 раз — Тихий океан.

 В 1931 году немцы начинают строительство ещё одного огромного цеппелина LZ 129 «Hindenburg» («Гинденбург») в честь немецкого президента Пауля фон Гинденбурга.

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Подпись к открытке:  

«Гинденбург» художник Анджело Янг. 

Пауль фон Гинденбурга (1847-1934) — немецкий государственный и политический деятель, главнокомандующий на Восточном фронте Первой мировой войны, генерал-фельдмаршал, рейхспрезидент Германии. 

Именно он в 1933 году назначил Гитлера рейхсканцлером, поручив сформировать правительство. Умер Гинденбург от рака легких. После этого Гитлер инициировал референдум, по результатом которого он стал единоличным главой государства с титулом фюрер (вождь).

Строительство дирижабля «Гинденбург» заняло пять лет с 1931 по 1936 г. По параметрам он был больше, чем «Граф Цеппелин». Судно длиной 245 м и диаметром 41,2 м стало самым большим в мире. Для примера, знаменитый корабль «Титаник» имел длину 269 м, ширину 28 м и высоту 18 м.

За время своей недолгой эксплуатации он семнадцать раз успешно перелетел через Атлантику, десять раз в США и семь в Бразилию.

Это был настоящий воздушный лайнер: на нижней палубе находились кухня и бар, душевые и туалеты, на верхней — пассажирские каюты, ресторан с панорамными окнами и библиотека. Весь мир восхищался этим чудом аэронавтики.

Но «Гинденбург» ещё называют «Воздушный Титаник». К сожалению, не только потому, что они сравнимы по длине и комфорту для туристов.

6 мая 1937 года в США в момент снижения на судне произошел пожар. И всего лишь за 34 секунды дирижабль полностью сгорел. Из 97 пассажиров находившихся на борту 36 погибли от дыма и травм. Жертв могло быть и больше. Многих спасло то, что они уже были готовы к высадке и находились возле выхода.

Да, по количеству жертв «Гинденбург» не является крупнейшей катастрофой дирижабля, но она имела колоссальный резонанс. На земле дирижабль встречало огромное количество журналистов, фотографов и кинооператоров. Кадры трагедии разлетелись по всему миру.

Вскоре все пассажирские полеты на дирижаблях были отменены. Хотя люди и после трагедии с судном «Гинденбург» продолжали бронировать билеты на «Граф Цеппелин».

В интернете можно найти видео и фотографии той катастрофы. Скажу вам, что они действительно производит сильное впечатление.

Почему произошла гибель судна?

США на то время были основным производителем гелия в мире. Но они отказывались продавать этот газ во многие страны, включая Германию. У немцев не было другого выхода, как закачивать в газовые баллоны цеппелинов водород, который, как известно, легко воспламеняется. Вот такой исторический факт. Дирижабль сгорел в стране, которая могла бы не дать этому произойти.

После катастрофы дирижабля «Гинденбург» «Граф Цеппелин» превратили в музей, а через пару лет его разобрали.

В городе Фридрихсхафен на Боденском озере с 1996 года открыт Музей Цеппелина. На его территории располагается самая большая в мире коллекция, посвященная истории дирижаблестроения — от первого аэростата до самых крупных кораблей 1930-х годов. Основная часть экспозиции — реконструкция секции лайнера «Гинденбург».

В наши дни уже начали предлагать программы по возрождению цеппелинов. Очень надеюсь, что в скором времени воочию увижу этих гигантов летающих в небе, но исключительно в мирных целях. 

А пока, вдохновленная их историей, я недавно съездила в Прагу и поднялась на борт дирижабля в Центре современного искусства.

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Всего лишь почтовая открытка, а так много интересного.

Открытки с историей

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Дизайн ручной работы

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Подсолнухи

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Открытки с Эйфелевой башни, из Праги и Вроцлава

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Конец пленочной империи

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Принцесса София Гогенберг

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Рисунок карандашом на открытке I мировой войны

Хочу познакомить вас с еще одной интересной открыткой из моей коллекции. Я еще ее называю hand-made ХХ века. Это...
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Открытка с веером внутри

Эта открытка привлекла меня сразу. Старинная и толстенькая. Астры, изображенные на открытке напомнили мне наши...
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Старинная открытка с Пасхой, внутри — яйцо.

Старинная открытка на праздник Пасхи, которой 120 лет! Розовая тесьма сверху однотонной открытки привлекла мое...
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Старинная открытка с анимацией

Она была очень длинной, по сравнению с другими открытками. Почему? Обо всем по порядку.
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Открытка фарфоровая?!

Фарфоровая открытка? Такая существует? Да!!! Моя коллекция нестандартных почтовых открыток пополнилась двумя...
Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Reint Withaar — художник удивительных пейзажей

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Наполеон не он!

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Лермонтов

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Знаменитый дедушка, Виктор Гюго

Почтовые открытки с дирижаблем Граф Цеппелин. Семейный фотограф во Вроцлаве Ирина Дайнакова

Натюрморты Катарины Кляйн

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.